Под ценообразованием понимается процесс формирования цен на товары и услуги. На стратегию установления цен влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относят общее экономическое положение; конкуренцию, тип рынка и т. д. К внутренним факторам относят цели фирмы, себестоимость производства товара, стратегию фирмы на конкретном рынке и т. д.
При определении ценовой политики обычно учитываются:
· Спрос.
· Издержки производства.
· Цены конкурентов (местных фирм и фирм-импортеров).
· Транспортные расходы.
· Расходы на торговых посредников.
Существует три базовых подхода к ценообразованию:
· На основе издержек производства — цена товара определяется исходя из себестоимости и приемлемой прибыли
· На основе изучения мнения потребителей (с ориентацией на спрос) — цена определяется с учетом спроса на товар, т. е. сколько покупатель готов за него заплатить с учетом потребительской ценности товара; при этом предполагается, что потребитель анализирует соответствие между ценой товара и его полезностью, а также сравнивает его с аналогичными товарами фирм-конкурентов.
· На основе цен конкурентов — в зависимости от спроса, качества товара, его упаковки и других свойств устанавливается цена немного ниже или выше цен конкурентов; при этом считается, что снижение цен приводит к увеличению спроса
Необходимость использования того или иного подхода обычно диктуется целым рядом обстоятельств: целями, например, увеличением объема сбыта, прибыли, целевым рынком, общей стратегией, жизненным циклом товара и т.д.
В рамках трех основных подходов к ценообразованию можно выделить следующие стратегии ценообразования:
· Установление цены на новый товар при внедрении его на рынок. При этом возможны такие варианты, как: а) захват максимально возможной доли рынка — выброс на рынок больших партий нового товара по минимальным ценам; б) получение максимальной прибыли — установление на товар-новинку максимальной цены и постепенное ее снижение по мере удовлетворения потребностей следующих сегментов рынка.