Электронная коммерция

       

Конкуренция


Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными фирмами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо рынке. Конкуренция характеризуется наличием нескольких участников с совпадающими целями в одной и той же сфере деятельности. В настоящее время практически любой рынок является конкурентным, т. е. характеризуется наличием нескольких участников, предлагающих аналогичные товары. Конкуренция выгодна прежде всего потребителю, так как заставляет фирмы постоянно совершенствовать производство, снижать цены, разрабатывать новые товары.

Выделяют следующие виды конкуренции:

· Функциональная. Имеет место в случае, когда одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Например, потребность в отдыхе может быть удовлетворена путем посещения театра, концерта, ресторана.

·     Видовая. Вызвана тем обстоятельством, что существуют това­ры, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но отли­чающиеся по своим характеристикам.  Например, различные марки легковых автомобилей

·     Предметная (межфирменная). Характеризуется тем, что раз­ные фирмы выпускают одинаковые товары.

Существуют следующие методы конкуренции:

·    Ценовая. Она характеризуется тем, что однородные товары различаются ценой. Конкуренция заключается в снижении цены с целью захвата большей доли рынка и вытеснения кон­курентов.

·    Неценовая. Заключается в переносе центра тяжести на качест­во товаров (надежность, упаковку, дизайн и т. д.).

Анализ деятельности конкурентов представляется весьма важной составляющей для определения фирмой своего места на рынке и выработки соответствующей стратегии маркетинга. При изучении конкурентов уделяется внимание следующим ос­новным моментам:

·     Политике ценообразования.

·     Торговым маркам.

·     Конкурентоспособности товаров-конкурентов (качеству, ас­сортименту, упаковке, маркировке).


·     Рекламной деятельности.

·     Деятельности по стимулированию сбыта .

·     Организации сервиса.

·     Политике распределения.

·     Рынку сбыта.

·     Местоположению. 

·     Численности  торгового персонала, качеству обслуживания.

·     Организации торговли в магазинах (расположению товаров и прилавков).

          Internet дает возможность фирмам конкурировать не на ценовой основе, а на основе специализации. Пытаясь удовлетворить потребности потребителей фирмы устанавливают цены на основе полезной стоимости, определяемой потребителями, а не на основе затрат. Такая возможность возникает, когда предложение дифференцировано. Это в наибольшей степени справедливо для Internet, где при решении о покупке цена имеет далеко не первостепенное значение, а на первое место выдвигаются результаты применения инструментов Web-маркетинга.

С другой стороны, благодаря Internet конкуренция переходит на новый уровень, так как Internet значительно изменяет пространственный и временной масштабы среды ведения коммерции. Internet — это

глобальное средство коммуникации, не имеющее  ка­ких-либо территориальных ограничений.  При этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным средствам, где эта зависимость прямо пропорциональна. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек. Это открывает перед небольшими фирмами возможность расширения целевой аудитории и общения с глобальной аудиторией, так как выход на глобальный рынок с помощью традици­онных  видов связи для небольших фирм невозможен из-за существенных экономических барьеров, в противоположность Internet.  Для международных фирм это позволяет повысить эффективность коммуникационных процессов посредством расширения внутренней (intranet) и внешней (extranet) сети фирмы, и использования Internet для повсеместного взаимодействия с текущими и потенциальными потребителями. Для фирм, использующих  маркетинговую стратегию, основанную на региональной основе, это создает определенную проблему, заключающуюся в том, что Internet не имеет ограничивающих географических факторов, и информация может быть получена из любой точки земного шара.

Временной масштаб в среде Internet также значительно отличается от обычного и позволяет фирмам принимать решения в несколько раз быстрее, чем раньше. Информация и сервис в Internet доступны круглосуточно. Кроме того, Internet обладает высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации, и, тем самым, поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение.


Содержание раздела