В соответствии с определением Ф. Котлера, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. То есть основная концепция маркетинга заключается в ориентации на нужды и потребности клиентов, подкрепленной комплексными усилиями, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации. Реализуется данная концепция посредством управления маркетингом, то есть посредством анализа, планирования, претворения в жизнь и контроля мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации [Кот].
Процесс управления маркетингом включает в себя:
· Анализ рыночных возможностей.
· Отбор целевых рынков.
· Разработку комплекса маркетинга.
· Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий [Тасис].
Анализ рыночных возможностей предполагает обязательный учет целей и ресурсов фирмы, проведение маркетинговых исследований в интересах получения маркетинговой информации, изучение маркетинговой среды, рынков индивидуальных потребителей и рынков предприятий. В результате анализа фирма должна определить для себя привлекательные направления маркетинговых усилий, на которых она может добиться конкурентных преимуществ.
Процедура отбора целевых рынков включает в себя измерение объемов спроса, сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке.
Разработка комплекса маркетинга связана с разработкой товара, установлением цены, выбором методов распространения товара, стимулированием сбыта.
Реализация маркетинговых мероприятий - это планирование в соответствии с разработанной стратегией, и управление процессом реализации планов.
Современное представление о маркетинге базируется на следующих принципах взаимоотношений с потребителем [Пов.Потр]: