Электронная коммерция

       

Маркетинговые исследования


Internet как среда и средство коммуникации, содержащее большой объем информации практически по всем областям знаний и представляющее большинство ведущих фирм и широкие слои потребителей, может быть эффективно использовано для проведения маркетинговых исследований. Internet позволяет прово­дить как первичные маркетинговые исследования, основанные непосредственно на первичных данных, полученных в рамках проведения фирмой маркетинговых исследований в Internet, так и вторичные маркетинговые исследования, основанные на данных, опубликованных в Internet, или на другой информации, косвенно затрагивающих область проводимого фирмой исследования. Internet может использоваться для исследования  товарных рынков, для изучения фирменной структуры рынка или для изучения потребителей.

Рассмотрим методы и приемы, применяемые для проведения маркетинговых исследований в среде Internet.

Исследование фирменной структуры или товарной структуры рынка основывается на сборе информации, представленной на Web-серверах компаний с ее последующей обработкой методами применяемыми при традиционных маркетинговых исследованиях, а также на сборе и анализе опубликованной в Internet информации. По отношению к Internet основной задачей является поиск Web-серверов фирм или информации из областей, представляющих маркетинговый интерес для фирмы, проводящей маркетинговое исследование. В общем случае можно выделить следующие методы поиска необходимой информации [Усп]:

1. Поиск информации с использованием поисковых машин. Поисковые машины являются ключевым способом поиска информации, поскольку содержат индексы большинства Web-серверов Internet. Являясь с одной стороны достоинством, с другой стороны это является и недостатком, поскольку на любой за­прос машины обычно выдают большое количество информа­ции, среди которой только небольшая часть является полез­ной, и требуется значительный объем времени для ее извле­чения и обработки.

2. Поиск в Web-каталогах. Как и поисковые машины, каталоги используются посетителями Internet для поиска необходимой им информации. Каталог представляет собой  иерархически организованную структуру, в которую информация заносится по инициативе пользователей, поэтому объем информации в каталогах ограничен и может служить в качестве одной из отправных точек дальнейшего поиска информации.


3. Использование "желтых страниц". "Желтые страницы" (Yellow Pages) — аналог широко распространенных на Западе теле­фонных справочников. На желтых страницах обычно поме­щается краткая информация о типе бизнеса компании, ее логотип, 1—2 иллюстрации и полная информация о коорди­натах фирмы. Стандартный сервис включает название бизне­са, номера телефонов и факса, адрес электронной почты, а также ссылки на Web-страницы фирмы в Internet, если они существуют. Таким образом, "желтые страницы" могут слу­жить хорошим исходным пунктом для поиска фирм, зани­мающихся определенным видом коммерческой деятельности.

4. Поиск с использованием тематических Web-серверов. Практи­чески для любой области знаний в Internet существуют серве­ры (Jump Station), содержащие коллекции гипертекстовых ссылок на информационные ресурсы по данной области. Та­кие серверы обычно содержат большое количество ссылок и используются в качестве отправных точек для поиска инфор­мации по определенной теме.            

5.Поиск

по ссылкам, расположенным на Web-серверах.

В Internet широко распространена практика обмена ссылками между серверами, которая обычно происходит на взаимовыгодной основе между партнерами по бизнесу и может служить осно­вой для последовательной навигации в Internet с целью поиска необходимой информации.

Другим видом проведения маркетинговых исследований являются маркетинговые исследования пользователей Internet — теку­щих или потенциальных потребителей.

Среди методов проведения таких исследований можно выделить:

1.Анкетирование посетителей Web-сервера. Если Web-сервер фир­мы хорошо посещается, посетителям сервера можно  пред­ложить заполнить размещенную на нем  анкету. Поскольку заполнение анкеты требует хотя бы некоторых усилий, необходима достаточная мотивация для убеждения посетителя сервера потратить несколько минут на ее заполнение. Анке­тирование в Internet можно также проводить, если собствен­ный Web-сервер еще не является часто посещаемым, или он просто не существует. Можно заказать проведение опроса фирме, имеющей Web-сервер с интересующей целевой ауди­торией.



2. Опрос с улучшенным показателем возврата. Этот вид опроса может применяться на серверах, где заполнение анкет явля­ется обязательным (например, при регистрации пользовате­лей для доступа к платным услугам). При этом нежелательно большое количество дополнительных вопросов, однако при ограничении одним-двумя пунктами этот способ достаточно  эффективен из-за высокого процента возврата анкет. Также  можно использовать вторичную информацию, накопленную в  базах данных таких серверов.

3.Проведение опросов в телеконференциях. Для проведения опро­сов с использованием телеконференции необходимо проделать следующие шаги: найти телеконференции с интересующей аудиторией; некоторое время следить за дискуссиями в этих  конференциях; принять активное участие в обсуждениях; поместить в телеконференции вопросы, на которые необходимо получить ответы. Можно комбинировать анкетирование на Web-сервере компании и участие в телеконференциях. Во-первых, активное участие в телеконференции может добавить известности в сообществе Internet, и анкеты на Web-сервере будут заполняться охотнее. Во-вторых, в телеконференции вместе с ключевыми вопросами можно поместить ссылку на полную анкету, расположенную на Web-сервере. При проведении подобных исследований необходимо учитывать ошибки, возникающие из-за искажения информации, преднаме­ренного или нет.

Для повышения интереса пользователей к заполнению анкет к Internet в полной мере применимы традиционные средства, такие как премирование или оплата. Так, применяется практика начисления бонусов на счет клиента за заполнение анкеты, цифровые купоны (скидки при покупке) и т. п.

Еще одним видом маркетинговых исследований являются мар­кетинговые исследования, проводимые фирмами при наличии у них собственного Web-сервера для оценки эффективности его функционирования и для нахождения путей его развития и со­вершенствования. Применяемые в этом случае методы можно разделить на прямой опрос посетителей сервера с использовани­ем описанных выше методов (анкетирование, проведение опро­сов) и на методы, использующие данные, получаемые из log-файлов сервера, из запросов пользователей, по их поведению, образу навигации по Web-серверу или на основе использования файлов "cookie", т. е. статистики посещений Web-сервера. Воз­можности анализа статистики посещений сервера являются одним из эффективных инструментов маркетинга. В отличие от прове­дения опросов, анализ статистики позволяет собрать ценную информацию, не привлекая посетителей к активным действиям.


Содержание раздела